Фото: rusrep.ru
В то время, как в министерстве образования продумывают новые реформы, областные предприятия выстаивают очереди за рабочей силой
Серьёзные перемены, в скором времени ожидающие систему профессионального образования, обещают быть болезненными для многих работников данной сферы. Так, соответствующий закон, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, предполагает постепенное преобразование учреждений, выпускающих специалистов со средним уровнем и начальным уровнем профобразования.
Естественно, что о моментальной реорганизации профучилищ, колледжей и техникумов, речь в документе не ведётся. Однако, подразумевается, что со временем место профессиональных училищ займут образовательные учреждения нового образца — учебные центры прикладных квалификаций, которые будут создаваться на базе колледжей или вообще «с нуля» — по инициативе частных лиц или крупных предпринимателей. Соответствующее распоряжение уже подготовлено и Правительством Кировской области.
На мероприятие «Создание в Кировской области многофункциональных центров прикладных квалификаций» в период с 2014 по 2017 годы областному бюджету потребуется дополнительно 80 миллионов рублей. Однако, вопреки тому, что планы Правительства и Министерства образования уже достаточно чётки и ясны — с ними отказываются соглашаться сами работники сферы начального профессионального образования.
Александра Захарищева, директор профессионального училища №23:
— Вот уже который месяц длится наша борьба с Департаментом образования. Чиновники используют любой случай и устраивают нам внеплановые проверки, чтобы очернить, облить грязью. Непонятно, почему начальное профобразование вдруг оказалось ненужным и лишним, ведь в области такие специалисты востребованы в больших количествах. Предприятия ежегодно стоят в очереди за нашими выпускниками. Тем не менее, за последнее время количество профучилищ сократилось с 51 до 8. В мире, где все гонятся за высшим образованием, кто-то же должен стоять у станков?
По мнению директора профессионального училища и других работников сферы профобразования, новые учебные центры прикладных квалификаций не смогут в полном объёме заменить ту базу, которую могла бы дать выпускникам школ ступень начального профессионального образования.
Маргарита Казакова, директор Вятского электромашиностроительного техникума:
— Данная система — отлаженный механизм, действующий с 1942 года. У него есть своя учебная база, свои специалисты, обеспечивающие рабочей силой крупнейшие городские предприятия: Завод Лепсе, Кировский машиностроительный завод 1 мая. Кроме того, начальная система образования в данный момент решает множество социальных вопросов — работает с неблагополучными категориями граждан, которым предоставляются отдельные льготы. Сомневаюсь, что центры прикладных квалификаций смогут заменить такую устоявшуюся систему.
Как пояснила Казакова, подобный центр к 2014 году планируется открыть и на базе Вятского электромашиностроительного техникума. Появление подобной структуры вряд ли как-то отразится на работе техникума, так как будет финансироваться индивидуально из областного бюджета. Однако, все сопутствующие процессу детали ещё находятся на стадии обсуждения.
Напрашивается другой вопрос: так ли необходима устоявшейся и успешно функционирующей системе болезненная ломка, массовые сокращения- именно в тот момент, когда страна так усиленно нуждается в новых и качественно обученных рабочих кадрах. Кому в буквальном смысле слова придётся «стоять у станка», в то время как кабинетные чиновники занимаются разработкой всё новых и новых реформ?